Как выбрать лабораторную информационную систему?


В ситуации, когда перед медицинской организацией встает вопрос выбора лабораторной информационной системы (ЛИС) для своей клинико-диагностической лаборатории, необходимо учитывать множество факторов.
Мы постарались комплексно описать все важные аспекты, на которые стоит обратить внимание.
1. Формирование заказа на исследование
Удобство пользователей при формировании заказа, бланк заказа на исследования в соответствии с ГОСТ, ограничения при формировании направления на исследования.
  • Настройка полного справочника исследований под конкретную лабораторию: выбор нужных тестов из федерального или регионального (при наличии) справочника лабораторных услуг;
  • Полный справочник биоматериалов;
  • Настройка ограничений на выполнение заказа (например, назначение гликированного гемоглобина не чаще 1 раза в 3 месяца);
  • Возможность заказа большого количества одинаковых направлений по шаблону для профосмотров;
  • Распределение заказов во внешние лаборатории (возможность разделять заказы, какие будут выполнены в лаборатории, а какие отправлены в стороннюю лабораторию) и отчетность по итогам взаимодействия;
  • Возможность заказа из внешних процедурных кабинетов, чтобы снять нагрузку с регистраторов в лаборатории.
2. Интеграция ЛИС и МИС
Большинство заказов в лабораториях оформляются автоматически после интеграции с медицинской информационной системой.
  • В этом случае, обязательно взаимодействие ЛИС с МИС ЛПУ с целью формирования корректного заказа на исследование из собственной МИС организации или из МИС сторонних организаций;
  • Важно уточнить у производителя ЛИС наличие уже проработанной интеграции с вашей МИС, а также в целом общее количество интеграций с другими МИС, что говорит о реальном успешном опыте выполнения данных работ.
3. Сбор образцов и их обработка
Надлежащий сбор и обработка образцов имеют основополагающее значение для качества лабораторных результатов.
  • Обязательна система штрихового кодирования для идентификации образцов биологического материала;
  • Подсказки для процедурной сестры о типе контейнера, их количестве, особенностях подготовки, порядке использования контейнеров, технологии взятия и хранения биоматериала;
  • Управление процессом распределения заказов по отделам лаборатории и по приборам, отслеживание ситуации в режиме реального времени, возможность увидеть состояние и местонахождение образца в любое время.
  • Возможность отмечать в системе качество биоматериала и выгружать отчет в разрезе подразделений больницы и контрагентов.
4. Аналитическая фаза
На данном этапе происходит не так много ошибок, так как за результат отвечает аналитическое оборудование, а ЛИС должна обеспечивать отправку задания на оборудование, прием результатов в автоматическом режиме, отчетность о работе приборов.
  • Обязательное условие - поддержка подключения аналитического оборудования с однонаправленными и двунаправленными интерфейсами;
  • Рекомендуем обратить внимание на готовую библиотеку драйверов: какое количество анализаторов уже подключено и уточнить у производителя ЛИС скорость написания нового драйвера. Скорость написания нового драйвера 1 рабочая неделя - это отличный показатель;
  • Уточнить возможность подключения не только автоматических анализаторов, но и полуавтоматических;
  • Отслеживание рабочей нагрузки на приборы;
  • Формирование рабочих листов для выполнения ручных методов.
5. Ввод и проверка результатов
ЛИС значительно ускоряет ввод и валидацию результатов автоматизированных и ручных методов исследования.
  • Возможность автоматического и ручного ввода результатов тестов;
  • Создание шаблонов для ввода ручных методов: цитологических исследований, микроскопии мочи и т.д.
  • Возможность автоматической проверки результатов (автовалидация) при «нормальных» значениях, в соответствии с настройками и критериями в конкретной лаборатории;
  • Возможность внесения и изменения референсных материалов сотрудниками лаборатории, в соответствии с используемым в данный момент оборудованием и реактивами;
  • Привязка к результатам исследований референсных интервалов, актуальных на момент исследования (при изменении референсных интервалов, они не должны изменяться для уже готовых результатов);
  • Индикаторы отклонений от нормы: дополнительные графические обозначения для привлечения внимания пользователей (стрелки или знаки: <, >);
  • Предоставление динамики лабораторных результатов в графическом виде.
6. Отчёты о результатах
Бланки результатов должны отражать всю необходимую информацию и иметь возможность гибкой настройки:
  • Наличие обязательной информации (паспортные данные пациента, единицы измерения, референсные интервалы и т.д.);
  • Наличие дополнительной информации по желанию заказчика (логотип больницы, подзаголовки разделов результатов исследований, графические значки и т.д.);
  • Гибкие и настраиваемые формы отчетов самими пользователями (IT-службой больницы).
7. Управление оповещениями
ЛИС автоматизирует процессы принятия врачебных решений, как внутри лаборатории, так и врачами клиницистами, а также процессы доставки данных лабораторных исследований заказчику.
  • Уведомление третьих лиц (лабораторий) о готовности заказов: по sms и e-mail;
  • Уведомление пациентов, оплативших исследования, также по sms или e-mail.
8. Анализ данных и перекрёстные отчёты
ЛИС является мощным инструментом анализа деятельности и управления медицинской лабораторией.
  • Различные формы статистической отчетности для использования внутри учреждения (30 форма; подробный отчет в разрезе всех выполняемых тестов и всех подразделений больницы, а также внешних заказчиков; отчет по количеству биоматериалов; отчет о нагрузке сотрудников и т.д.);
  • Различные формы внешней статистической отчетности для предоставления в федеральные и региональные органы здравоохранения и Роспотребнадзора (посредством формирования РЭМД и СЭМД) (30 форма; отчеты по инфекционной диагностике и т.д.);
  • Возможность отслеживать «время оборота пробирки» (ТАТ);
  • Возможность отслеживать время и исполнителей значимых операций с биоматериалом и результатами (регистрация биоматериала, ввод и изменение результата и т.д.).
9. Управление качеством
ЛИС автоматизирует процессы внутрилабораторного контроля качества .
  • Автоматическое построение контрольных карт в ЛИС;
  • Сохранение протоколов контроля качества;
  • Функция мониторинга - контроль работы лаборатории, позволяет заведующему лабораторией контролировать как происходит выполнение лабораторных процессов в любой момент времени.
10. Административно- финансовые вопросы
ЛИС способна значительно упростить и автоматизировать процессы учета материальных ценностей и расчет различных финансовых показателей.
  • Возможность формирования прейскурантов на лабораторные исследования;
  • Возможность выставление счетов в страховые организации;
  • Возможность отслеживать поступление расходных материалов и инвентаря;
  • Ведение лабораторного документооборота.
11. Информационная безопасность
Защита от внутренних угроз, отслеживание действий персонала в системе, соблюдение правил защиты персональных данных.
  • Система ЛИС должна обеспечивать фиксацию каждого действия сотрудника лаборатории, имеющего доступ к программе ЛИС;
  • Необходима гибкая настройка прав доступа с учетом различных уровней безопасности для каждого специалиста лаборатории. С одной стороны, чтобы это не мешало его функциональным обязанностям, с другой стороны, чтобы предотвратить доступ к информации, которую сотрудник видеть не должен.
12. Техническая поддержка при работе в ЛИС
Вне зависимости от того, какая система ЛИС будет выбрана, возникнет необходимость ее дальнейшего сопровождения и взаимодействия со службой технической поддержки компании-разработчика ЛИС.
  • Важно наличие инженеров технической поддержки в вашем регионе, работающих в вашем часовом поясе;
  • Больше инженеров - быстрее скорость выполнения технических заявок поступающих от лаборатории;
  • Важно обратить внимание на каких условиях предоставляется сервисное обслуживания в части: подключения новых анализаторов и установки дополнительных рабочих мест;
  • Важна удобная форма коммуникации со службой техподдержки.
13. Другие важные моменты
  • Лабораторная система должна быть удобна и интуитивно понятна для пользователей, так как в лабораториях работают сотрудники разных возрастных категорий;
  • Должна предоставляться пользовательская документация на ЛИС;
  • При установке ЛИС обязательно проведение обучения пользователей.
Выбирая лабораторную информационную систему стоит обратить внимание:
  • Как давно система представлена на рынке? Какое количество клиентов работает в системе и готовы ли дать положительные отзывы?
  • Условия приобретения ЛИС и условия ее дальнейшего обслуживания (тарифные планы);
  • Наличие технической поддержки в вашем регионе и часовом поясе.